Так, анкетирование 590 матерей, имеющих дочерей в возрасте 1-10 лет, проведенное на кафедре детской и подростковой гинекологии Санкт-Петербургской государственной педиатрической академии под руководством профессора В.Г.Баласанян, показало, что уровень санитарной культуры матерей низок, а гигиеническое воспитание дочерей носит нерегулярный характер.
Только 46 процентов матерей исследуемой группы (девочки, страдавшие неспецифическими воспалительными заболеваниями наружных половых органов) и 69 процентов матерей здоровых девочек обучали их правилам личной гигиены. При этом сами женщины достаточно критически оценивают свои собственные гигиенические знания. На вопрос “Обладаете ли вы достаточными знаниями для подобных бесед?” положительно ответили 24 процента матерей заболевших и 59,5 процента матерей здоровых девочек.
Результаты достаточно закономерны, так как при подробном опросе женщин выяснилось, что основным источником информации об анатомии и физиологии женского организма и правилах интимной гигиены для них являлся собственный опыт. Второе место занимает популярная медицинская литература и реклама. На третьем и четвертом местах находятся сведения, полученные в семье и от подруг. И только для 16 процентов респонденток источником информации являлись врачи.
А в группе матерей здоровых девочек распределение было иным. Выше удельный вес медиков, медицинской литературы и специализированных телепередач и ниже доля таких малодостоверных источников, как опыт подруг и свой собственный. Играл роль и возрастной фактор. В группе больных девочек матери начинали обучать девочек лишь с возраста 4-7 лет, а в контрольной группе – с более раннего возраста.
Между тем, опросы в школах показали, что освещение данного вопроса интересно всем школьницам без исключения, причем основную информацию они предпочитали бы получать из специальной литературы (61 процент опрошенных). Все это еще раз показывает необходимость стройной системы гигиенического образования как в рамках средней школы, так и в семье.